Вознесение Господне

on 18 Май 2015
Вознесение Господне

Вознесение Господне является одним из двунадесятых праздников, который отмечается на сороковой день после Пасхи. В 2015 году этот праздник попадает на 21 мая по новому стилю.

Новозаветные свидетельства и история установления праздника
Праздник Вознесения Господня начал праздноваться в Православной Церкви уже с первых веков ее существования, хотя изначально отмечался в один день с Троицей. Об этом событии встречаются упоминания в Евангелии от Матфея и Марка. Более подробный рассказ дает апостол Лука в своей книге Деяний. Согласно Новому Завету, спустя сорок дней после Своего Воскресения Господь вознесся на небо с Елеонской горы, о чем ранее предупреждал учеников.
В первой половине IV века на предполагаемом месте Вознесения была построена церковь, освященная в честь этого события. Совершено это было по инициативе равноапостольной царицы Елены, много сделавшей для обретения христианских реликвий на Святой земле. Начиная с этого времени Вознесение Господне стало праздноваться отдельно от дня Пятидесятницы.

Богословский смысл праздника
Хотя в день Вознесения Господня вспоминается расставание Спасителя с апостолами, вместе с которыми Он провел три года, однако этот праздник особо радостный и светлый. На Елеонской горе Иисус Христос дал Своим ученикам и через них всем христианам обетование, что хотя Он возносится к Отцу, но все равно пребудет с верующими во все времена до конца света. Во время Тайной вечери Господь также сказал ученикам, подготавливая их к близящемуся расставанию, что после Его ухода Святой Дух посетит их и будет наставлять во всем.
Богословский смысл праздника очень глубок, так как Своим Вознесением Господь, принявший человеческую природу, возвысил людей до такой степени, что каждый имеет божественное достоинство. Таким образом, Вознесение стало высшей точкой домостроительства спасения.

Иконография праздника
Вознесение ГосподнеИконы этого праздника отличаются большой торжественностью, поскольку Церковь всегда осмысляла этот день и как образ Второго пришествия Христа, во время которого Спаситель явится во всей Своей Божественной силе и славе, чтобы судить человечество, жившее на земле от начала сотворения мира до последних времен. Праздничная иконография появилась уже в первые века христианства, и в ранних иконах эсхатологическое значение события выражалось в том, что Спаситель писался восседающем на колеснице, схожей с античной квадригой. Это напоминало о древнем римском обычае, когда победитель въезжал в город в окружении своего войска и чествующих его людей. На иконописных изображениях колесницу поддерживают крылатые существа, упомянутые в книге Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Позже в иконописи появился другой образ, на котором Спаситель восседает на радуге или небесной сфере, поддерживаемой двумя Ангелами. Следует отметить характерную особенность, нередко встречающуюся на иконах Вознесения: в числе учеников Христа, прощающихся с Ним в Галилее, изображается также апостол Павел. Это является анахронизмом, поскольку в то время он был еще известен как Савл, преследующий христиан. Помимо этого, на всех иконах присутствует Божия Матерь, что также не соответствует свидетельствам Нового Завета, говорящим о том, что в момент Вознесения присутствовали лишь ученики Господа. Это объясняется тем, что икона не иллюстрирует буквально события библейской истории, но отражает духовный смысл и значение этого дня. Поскольку этот праздник символизирует образ Новозаветной Церкви и напоминает нам о завершении домостроительства спасения, то невозможно представить икону без Богородицы и первоверховного апостола Павла.

Тропарь, глас 4:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6:
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

Молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей "ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения" Твоего "земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари", человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.