Рождество святого Иоанна Крестителя

on 07 Июль 2015
Рождество святого Иоанна Крестителя

7 июля по новому стилю совершается празднование Рождества святого пророка и Крестителя Господня Иоанна.

Евангельское повествование о Рождестве святого Иоанна Крестителя
Пророк и Креститель Господень Иоанн является одним из самых почитаемых святых в Православной Церкви, поэтому было установлено несколько праздников в его память, связанных с событиями жизни Предтечи Господня, самым радостным из которых является день его Рождества.
О рождении Иоанна Крестителя повествует лишь один евангелист Лука, однако его рассказ достаточно подробный. Родителями великого святого были священник Захария из рода Аарона и Елизавета, которые жили во времена Иудейского царя Ирода. Их семья отличалась большой праведностью, однако супруги дожили до преклонного возраста бездетными. В то время евреи верили, что если Бог не дает детей, то это свидетельствует о нечестивости и грешности супругов. Таким образом, бездетность считалась большим позором. Праведные супруги Захария и Елизавета всю жизнь страдали от людского поношения, но при этом не оставляли надежду на Бога, продолжая просить о даровании им ребенка: их молитва была услышана.
Евангелист Лука пишет о том, что когда Захария однажды служил в Иерусалимском храме и совершал каждение ему явился ангел, который предсказал рождение Елизаветой сына. В предсказании также говорилось о том, что он будет великим святым, а рождение его принесет радость не только Захарии, но и многим людям. Священник не мог поверить в это, поскольку он сам и его жена были уже стары: за неверие Господь лишил его дара речи. Ангел обещал, что Захария сможет говорить, когда пророчество свершится. По возвращении Захарии домой Елизавета вскоре зачала и родила в свое время сына, однако дар речи вернулся к Захарии на восьмой день после рождения ребенка, когда ему дали имя Иоанн.
Евангелист Лука сообщает, что рождение святого Иоанна Предтечи совершилось на полгода раньше Рождества Христова.

Особенность празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Рождество Иоанна Предтечи является великим праздником, потому богослужение этого дня отличается особенной торжественностью, несмотря на то, что праздник всегда попадает на Петровский пост. В церковном календаре очень редко встречается празднование дня рождения святого, и тот факт, что Церковь особенно отмечает Рождество Иоанна Крестителя, свидетельствует о большом значении этого святого в истории христианства.

Рождество святого Иоанна КрестителяИкона праздника
Сюжет с изображением Рождества святого Иоанна Крестителя начинает встречаться в христианском искусстве начиная с середины XI века. Существовали различные иконописные изображения, посвященные этому дню. Чаще всего изображается праведная Елизавета, лежащая на ложе, и сидящий рядом с ней Захария, который пишет на дощечке имя сына по причине своей немоты. В средневековой иконописи изображения часто дополнялись бытовыми деталями, такими как, например, сцена укачивания младенца. Часто икона Рождества святого Иоанна Предтечи включается в его житийные изображения. Народные традиции празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Среди славян праздник Рождества святого Иоанна Крестителя был особенно любим. В народе этот день назывался Иван Купала, и существовало множество обрядов, которые представляли собой пережитки языческих верований. Хотя отношение Русской Православной Церкви к этим традициям было отрицательным, они сохранялись в народной среде на протяжении веков. Так, например, в ночь перед праздником многие отправлялись в лес на поиски цветка папоротника, который, по поверию, приносит счастье. Девушки гадали о суженом, сплетая венки и бросая их в воду. Кроме того, существовали приметы, связанные с земледелием и предсказывающие будущий урожай. Участие в подобных мероприятиях является грехом, который требует покаяния.

Тропарь, глас 4:
Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3:
Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание:
Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва:
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.