Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

on 26 Август 2015
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

Празднование Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа совершается в Православной Церкви 29 августа по новому стилю.

Значение Нерукотворного Образа
Нерукотворный Образ Иисуса Христа занимает в православной иконописи особое место, поскольку он свидетельствует об одном из основополагающих догматов христианства — о Боговоплощении. В Новом Завете нет упоминания о внешнем виде Иисуса Христа, поскольку главной задачей авторов новозаветных книг было раскрытие учения Спасителя.
В раннехристианском искусстве образ Христа изображался символически, в виде рыбы, якоря (по сходству с крестом) или виноградной лозы. Известно также изображение Доброго Пастыря, в котором под видом юноши с овечкой на плечах видели Господа, вспоминая о сказанных Им словах: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Аллегорические изображения были характерны для первых веков христианства, поскольку страшные гонения, направленные против Церкви, заставляли верующих скрывать святыни от поругания. Таким образом, символические образы были понятны только верным. Другой причиной широкого распространения иносказательных образов было то, что христианство зародилось на Востоке, для которого был привычен язык символа или притчи. Изображения Христа в виде молодого мужчины начинают использоваться в христианском искусстве не ранее IV века, и к этому же времени относятся первые письменные описания Нерукотворного Образа. Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 году, упоминал о Нерукотворном образе как об одном из главных свидетельств истинности почитания икон.

История возникновения Нерукотворного Образа
Существует два предания о возникновении Нерукотворного Образа — восточное и западное. Восточное повествование связано с именем царя Едессы (на территории современной Турции) Авгаря V. Согласно этому преданию, царь был поражен проказой и, услышав о Христе и сотворенных Им чудесах, послал художника, который должен был написать для него лик Спасителя. Художник, придя к Иисусу, нашел Его окруженным толпой людей, и потому не мог выполнить данное поручение. Видя его затруднение, Господь повелел принести воду и плат и, когда умылся водой и вытерся этим платом, то на ткани отпечатался Его лик. Царь Авгарь, с благоговением приняв это изображение, получил исцеление от страшной болезни, а после проповеди одного из 70 апостолов Фаддея принял Крещение. Нерукотворный Образ стал основной святыней города и был помещен на главных воротах, однако позже один из потомков царя Авгаря, бывший язычником, хотел уничтожить икону. Епископ города, желая спасти святыню, велел заложить священное изображение на городской стене. Со временем жители города забыли об этом, и обретение Нерукотворного Образа совершилось спустя несколько веков, когда городу грозило нападение персидского войска. По преданию, епископу явилась Пресвятая Богородица, повелев достать из стены города икону, от которой придет избавление. Когда на указанном месте разобрали стену, то обнаружили плат с изображением Господа Иисуса Христа. Кроме того, на глиняной доске, закрывавшей льняной плат, появилось новое изображение Спасителя. Таким образом, возник еще один Нерукотворный Образ, получивший название «Спас на чрепии».
В 944 году Нерукотворный Образ был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь, и в честь этого события и прославления иконы был установлен праздник.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса ХристаИконография Нерукотворного Образа
Нерукотворный Образ стал основой для всех иконописных изображений Господа нашего Иисуса Христа. Нерукотворный Образ являет собой только лик Спасителя (так называемое «оглавное изображение»). Существует два варианта Нерукотворного Образа, восходящие к первообразам. На первом лик Спасителя изображают на плате, а на втором — на фоне кирпичной кладки. В русской традиции этот иконографический тип называется также «Убрусом». Обязательным для иконографии Иисуса Христа является изображение креста, вписанного в нимб Спасителя. В русской иконописи существует множество изводов Нерукотворного Образа.

Тропарь, глас 2:
Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2:
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный, и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,\ почитаем, того лобызающе.

Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим образ Твой Святый, / имже нас спасл еси \ от работы вражия.

Молитва:
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.