Обрезание Господа нашего Иисуса Христа

on 12 Январь 2016
Обрезание Господа нашего Иисуса Христа

 Празднование и воспоминание события обрезания Господа нашего Иисуса Христа совершается Православной Церковью 14 января по новому стилю. Фактом принятия ветхозаветного обряда в виде обрезания Господь еще раз подтвердил, что не только принял на Себя человеческую природу, но и все религиозные постановления Ветхого Завета. Тем самым Спаситель освятил все периоды возраста человека (младенчество, юность, зрелый возраст), показал преемственность между Ветхим и Новым Заветом.

Обрезание было установлено в качестве завета между Богом и праотцем Авраамом: на восьмой день после рождения всем младенцам мужского пола полагалось обрезать крайнюю плоть и наречь имя. Таким образом мужское население посвящалось Господу. Когда совершали обрезание Господа, то при этом Его назвали именем Иисус, которое возвестил Архангел Гавриил Пресвятой Богородице во время сообщения Ей доброй вести о рождении от Нее Сына Божия.

Многие отцы Церкви учат о том, что Господь Иисус Христос принял обрезание целью показать пример Своим последователям, насколько важно в точности исполнять требования Закона Божия. С другой стороны, есть толкования, по которым Сын Божий принимает обряд обрезания для того, чтобы показать, что Он принял действительную, а не призрачную человеческую плоть, предвидя будущие ложные учения о призрачности тела Спасителя.

Обряд обрезания служил прообразом Таинства Крещения в Новом Завете. Во время Крещения человек символически умирает для греховной жизни (во время погружения в купель) и воскресает для новой жизни в Господе (при выходе из купели). Через Крещение человек посвящает свою жизнь Богу. Если крестят младенца, то от его имени обещание хранить верность Господу произносят крестные родители, которые берут на себя обязательства вместе с кровными родителями ребенка воспитать его в лоне Православной Церкви. В настоящее время обряд наречения имени чаще всего присоединяется к Таинству Крещения, хотя есть практика, по которой ребенку нарекают христианское имя на восьмой день после рождения с участием священника, читающего специальные молитвы.

Празднование Обрезания Господа нашего Иисуса Христа совершается в Православной Церкви с древнейших времен: есть сведения о праздновании этого события уже в четвертом веке. Канон, который читается на вечернем богослужении, посвященном этому празднику, написал святой Стефан Савваит.

Имя Иисус, полученное Господом при обрезании, означает «Спаситель» и показывает высоту служения Богочеловека людям. В Новом Завете встречаются напоминания для христиан об обрезании духовном, которым мы посвящены Богу. Это обрезание не уступает по своему значению плотскому обрезанию, а превышает его, причем касается не только людей мужского пола, но и женского. Духовное обрезание христианина, его посвящение Богу во время Крещения, с одной стороны, сообщает радостные благодатные дары, духовную чистоту и обетование помощи Божией, но, с другой стороны, требует от человека постоянных усилий, направленных на достижение добродетельного состояния души: постоянная молитва, воздержание в пище, удаление от излишних развлечений, совершение дел милосердия, участие в церковном богослужении и Таинствах Церкви. Божественные Заповеди и Евангельские постановления не теряют своего значения и актуальности на протяжении столетий, однако в зависимости от того, в какой среде находится христианин, их исполнение может представляться более или менее сложным, однако всегда следует помнить, что лишь «употребляющие усилие» достигают Царствия Небесного.

Обрезание Господа нашего Иисуса ХристаТропарь, глас 1:
На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,// и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, / и почитаем пречистыя плоти Твоея / законное обрезание.

Молитва (из Песнь1 и 3 канона Обрезанию Господню):
Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию.
Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати.
Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде.
Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен.