Память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех

on 17 Сентябрь 2015
Память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех

В Православной Церкви 19 сентября вспоминается чудо, явленное Архистратигом Михаилом в Хонех.

Архистратиг Михаил
Архангел Михаил почитается главным среди Ангелов, а также является не только предводителем ангельского воинства, но и вестником, передающим Божию волю людям. В Ветхом Завете имена Ангелов, как правило, не называются, однако Архангел Михаил упоминается несколько раз в книге пророка Даниила. Помимо этого, принято считать, что именно Архистратиг Михаил фигурирует в таких ветхозаветных эпизодах как явление некого Ангела Иисусу Навину, чудесное спасение трех отроков из огненной пещи, уничтожение войска царя Синаххериба и других. Также и в Новом Завете неоднократно встречается имя Архистратига Михаила. Одним из самых значительных моментов, связанных с этим Архангелом, является упоминание в книге Откровения о борьбе Архангела Михаила и его воинства с драконом. Этот символический отрывок издавна толковался как последняя битва между добром и злом, которая совершиться перед концом мира. В некоторых христианских апокрифах повествуется о том, что Архангел Михаил перед Страшным Судом пробудит всех умерших трубным гласом для того, чтобы они предстали перед Христом для определения их участи в вечности.

Чудо, совершенное Архистратигом Михаилом
Предание повествует о том, что некогда во Фригии, одной из областей Малой Азии, был храм, освященный в честь Архистратига Михаила. Эту церковь построил один из жителей города, дочь которого получила исцеление от воды источника, бьющего из земли неподалеку от города. По народному поверью, больные получали исцеление после того, как Архангел Михаил сходил в воду, освящая ее. После того, как дочь одного из горожан была исцелена от немоты, он, в знак благодарности, воздвиг на месте источника храм Архистратига Михаила.
В то время во Фригии проживало большое количество язычников, которые были настроены против христиан. Особую злость вызывал у них один из служителей храма, пономарь Архипп, отличавшийся глубокой верой и благочестием. Когда однажды Архипп находился в храме, то язычники, исполненные злости, направили два речных потока, протекающих в горах, на церковь, чтобы разрушить здание и погубить пономаря. Увидев грозящую опасность, Архипп с молитвой обратился к Архангелу Михаилу, прося защитить и сохранить храм, и тогда совершилось чудо: перед храмом появился Архистратиг, ударил своим жезлом по горе, и в ней образовалась расщелина, в которую устремились два потока, не причинив вреда ни церкви, ни благочестивому Архипу.

Икона праздника
Иконография образа, посвященного чуду в Хонех, возникла в Византии в X веке. Композиция иконы является достаточно сложной. На фоне горы, по которой стекают два речных потока, изображается храм, а в нем пишется фигура преподобного Архипа. Он стоит в молитвенном положении, склонившись перед Архангелом Михаилом, в то время как Архистратиг жезлом ударяет по горе. Два горных потока, соединяясь между собой, образуют арки. Эта же иконография была широко распространена в русском церковном искусстве. Кроме того, известны иконы, на которых Архангел Михаил изображен в царском одеянии, держащим в руках сферу, символизирующую души праведных, а преподобный Архипп пишется в углу иконы. Сюжет с чудом в Хонех был весьма излюбленным в русской иконописи, и в каждой иконописной школе существовали свои разновидности этого образа. В честь этого праздника в Московском Кремле был основан Чудов монастырь, который был разрушен в тридцатые годы прошлого века.

Память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в ХонехТропарь, глас 4:
Небесных воинств Архистратиже, / молим тя присно мы недостойнии, / да твоими молитвамии оградиши нас / кровом крил невещественныя твоея славы, / сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: / от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних Сил.

Кондак, глас 2:
Архистратиже Божий, / служителю Божественныя славы, / ангелов начальниче и человеков наставниче, / полезная нам проси / и велию милость, / яко безплотных Архистатиг.

Величание:
Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа.

Молитва:
О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя Воеводо! Прежде страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный Воеводо Небесных сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущенгия диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю Нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.