Эмир Кустурица - режиссер, музыкант, космополит

on 04 Ноябрь 2013

Эмир Кустурица один из самых ярких режиссеров современности. Маэстро, которого часто называют "балканским Феллини", щедро делится со зрителями своим особым восприятием мира, любимой музыкой и духом истинной балканской свободы. Сам Кустурица любит повторять, что он пришел из ниоткуда, тем самым подчеркивая свой космополитизм и приверженность сразу многим культурам. 

Подобное мировоззрение во многом обусловлено воспитанием Эмира, который родился на пересечении культур – в Сараево. "Я родился на окраине, - говорил он, - где в радиусе трехсот метров стоят четыре храма: католический, православный, мусульманский и синагога. Они стоят на земле, на которой не растет ничего, кроме сливы. На земле, по которой прошагали все завоеватели нового времени..."

Кустурица рос в семье непрактикующих мусульман с православными сербскими корнями. Эти корни проявятся у него только после 50-ти, когда режиссер решится принять православное крещение. 

Баловень судьбы

В 18 лет Кустурица уехал из  Сараево в Прагу, где поступил на режиссерский факультет престижной Академии исполнительских искусств. Практически со студенческой скамьи режиссер начал получать первые награды кинофестивалей. В 1978-м его дипломная работа под названием "Герника", рассказавшая историю мальчика из еврейской семьи, получила первый приз на студенческом кинофестивале в Карловых Варах.

Вернувшись в Сараево, Кустурица совершил "самый смелый поступок в своей жизни" - снял фильм под названием "Невесты приходят". Картина, в которой снялся сам режиссер, немедленно была запрещена цензурой "по моральным соображениям", но успела принести режиссеру, хоть и скандальную, но славу, пишет exler.ru

Свою первую крупную награду Кустурица получил в 1981 году за картину "Помнишь ли ты Долли Белл?". Фильм удостоился "Золотого льва" Венецианского фестиваля в номинации "лучший дебют". Актер СлавкоШтимац, сыгравший в этой картине сараевского подростка шестидесятых, через много лет появился в других знаменитых фильмах Кустурицы – "Андеграунд" и "Жизнь как чудо".

Мечта, не ставшая американской

В 1985 режиссер представил свой новый фильм "Когда папа был в командировке", посвященный послевоенным годам в Югославии. На сей раз он привлек внимание жюри Каннского фестиваля. "Золоту пальмовую ветвь" Кустурице вручал председатель жюри МилошФорман, назвавший его "надеждой европейского и мирового кино". 

Впоследствии Форман сыграл решающую роль в карьере Кустурицы, пригласив его читать лекции по режиссуре в Колумбийском университете. Среди учеников боснийского режиссера оказалось немало талантливых людей. Однажды к нему подошел студент по имени Дэвид Аткинс и предложил почитать сценарий фильма под названием "ArizonaDream" - "Аризонская мечта". Этот текст и лег в основу фильма, сделавшего Кустурицу известным в Голливуде. 

В съемках "Аризонской мечты" были заняты звезды американского кино: Джонни Депп, ФэйДанауэй, Джерри Льюис и Лили Тейлор. Снимался фильм черепашьими, по голливудским меркам, темпами на протяжении нескольких лет. Его несколько раз анонсировали на различных фестивалях, но показ все время откладывали. 

Премьера состоялась только в 1993 году на кинофестивале в Берлине, где Кустурица получил второй по значению специальный приз. Однако покорить Штаты так и не удалось: картина провалились в прокате. В Европе фильм также оказался далек от  коммерческого успеха. 

Тем не менее, многие киноманы до сих пор считают "Аризонскую мечту" лучшей работой Эмира Кустурицы. Что же до голливудских знаменитостей, снявшихся в этом фильме, то Джонни Депп, к примеру, заявил, что его больше пугает коммерческий успех, чем провал.

"Если Кустурица будет снимать фильм о книжной полке, я согласен играть руку, стирающую с нее пыль...", - говорил актер. 

В 1995 году режиссер вернулся к югославской тематике в фильме "Подполье" (в российском прокате "Андеграунд"). Политическая притча, в которой Кустурица попытался осмыслить причины югославской войны, сделала его обладателем второй каннской "Золотой пальмовой ветви" и одновременно вызвала бурную негативную реакцию боснийских писателей, назвавших "Подполье" просербской картиной.

Администрация Сараева начала репрессии против семьи режиссера. Его дом оккупировал Фонд боснийских писателей. Матери режиссера пришлось переехать в Черногорию.

Музыка

После этих событий Кустурица на время ушел из кино и начал делать для немецкого телевидения небольшой проект о цыганской музыке. Как и следовало ожидать, "небольшой проект" Кустурицы со временем вырос в целый фильм под названием "Черная кошка, белый кот". 

Режиссер впервые представил на суд критиков не трагедию, а комедию, наполненную чудесной музыкой. "Черная кошка, белый кот" - фильм гротескный, в котором режиссер хотел "выразить свое восхищение перед всем естественным". "Я избавился от трагедий. В этом моем фильме даже мертвые оживают", - говорил он.

Несмотря на то, что для Кустурицы это был первый опыт в комедийном жанре, он оказался более чем успешным: картина была отмечена призом за режиссуру на Венецианском фестивале в 1998 году. 

После этого фильма последовал длительный перерыв, в течение которого Кустурица в основном был занят своим фолк-рок-ансамблем "TheNoSmokingOrchestra". Сотрудничать с этой группой он начал еще в 80-х годах. Кстати, в ансамбле играет и его сын. 

Музыканты "TheNoSmokingOrchestra" приняли участие в съемке одного из самых лучших фильмов Кустурицы – "Жизнь как чудо". В нем он снова обратился к теме войны на Балканах, действуя в своём любимом жанре трагикомедии. 

"Жизнь как чудо" был представлен на 57-м Каннском кинофестивале, но остался без главных наград кинофорума, что впрочем не отразилось на его популярности.

Кустурица и Россия 

Сербского режиссера с Россией уже давно связывают крепкие дружеские отношения. "Когда я приезжаю в Россию, - говорит Кустурица, - я не чувствую себя на чужбине. Ощущаю себя так, как будто я по-прежнему дома. Ментальность людей и там, и здесь абсолютно идентична. Не только потому, что мы православные. Наши народы - братские, поэтому мне очень легко  понять русских".

Эмир Кустурица – самый желанный гость на  Московском фестивале. Правда, его экстравагантный вид в 2007 году  пришелся не по вкусу президенту ММКФ Никите Михалкову. "Он приехал в Москву как бомж, в каком-то военном сюртуке, и собирался в таком виде появиться здесь. Пришлось подарить ему костюм", - цитирует Михалкова "Коммерсант". 

Впрочем, сам Кустурица критику друга встретил спокойно и даже пригласил его в Сербию - дать три мастер-класса для европейских студентов.

Кустурица и деревня

Режиссер, как истинный космополит, долгое время жил то в Белграде, то в Нью-Йорке, то в Париже. А в последнее время Эмир Кустурица живет в деревне, построенной по его собственному проекту в 250 километрах от Белграда. 

"50 лет городской жизни меня подкосили, - признался он в интервью "Комсомольской правде". -  Все мои чувства иссушились. Но должен вам сказать, что с тех пор, как я начал жить в своей деревне, я стал лучше относиться к жизни. Даже несмотря на то, что время от времени все-таки вынужден бывать в городах, я в большей степени ощущаю себя частью природы".

В Кустендорфе Эмир живет подобно Льву Толстому в Ясной Поляне.  Однако в отличие от русского классика книги не пишет, а снимает фильмы по собственному сценарию. Одна из последних работ "Завет" как раз несет в себе более чем очевидное послание: деревня - единственное спасение.

С годами режиссер изменил свое отношение не только к благам городской жизни, но и к вере. Разменяв пятый десяток, Кустурица сделал свои выводы у мироустройстве. "Христос подтвердил: идея о милосердии, о сочувствии - это самая значимая человеческая идея. Корпоративный капитализм душит индивидуальность, душит все, что человечество выбрало. И я борюсь за свой маленький кусочек, где нет этих макдональдсов", - цитирует режиссера русскоязычный сайт поклонников режиссера. 

Источник:   http://ria.ru/culture/20091124/195280791.html