Преподобный Андрей Рублев

on 14 Июль 2015
Преподобный Андрей Рублев

Память преподобного Андрея Рублева совершается в Православной Церкви 17 июля по новому стилю.

Жизнь преподобного Андрея Рублева
О жизненном пути святого иконописца сохранилось очень мало сведений. Известно, что он родился около 1370 года в Московском княжестве в семье ремесленника, о чем говорит данное ему прозвище «Рублев», которое происходит от слова «рубель» - инструмент, использовавшийся кожевенниками. Предполагают, что преподобный Андрей обучался иконописи в Византии и Болгарии, что было обычным в то время, поскольку русская иконописная школа еще не сформировалась и некоторые монахи отправлялись в православные страны, чтобы обучаться этому искусству у православных мастеров. Косвенным свидетельством того, что Андрей Рублев совершал путешествие в дальние страны, является изображение греческого корабля, написанное им на фреске Владимирского Успенского собора. На этой росписи морское судно выполнено с точностью и большим количеством деталей, какие мог написать только человек, воочию видевший корабли. Однако есть другая гипотеза, по которой преподобный Андрей никогда не покидал пределов Руси, а сведения о дальних странах получил от своего учителя, святого Феофана Грека.
Известно также, что преподобный Андрей отличался большой образованностью, мудростью и духовностью, о чем красноречиво говорят его иконописные изображения. Святой Андрей Рублев был современником многих святых. Работая в различных монастырях, он имел возможность познакомиться с такими великими подвижниками как святые Савва Сторожевский, Епифаний Премудрый и святитель Киприан, митрополит Московский. Последний оказал особенно большое влияние на мировоззрение иконописца. Этот святой, подвизавшийся некоторое время на Афоне, был знаком со многими известными монахами-исихастами и принес на русскую землю их учение об умном делании и вознесении ума к Божественному свету, благодаря святым иконам. Преподобный Андрей Рублев глубоко проникся этим возвышенным учением, и оно оказало несомненное влияние на его творчество.
О времени принятия преподобным Андреем монашеского пострига ничего не известно, а первое упоминание о нем встречается лишь в летописях 1405 года, в которых говориться о его совместной работе со святым Феофаном Греком в Московском Кремле, где иконописцы делали росписи Благовещенского собора. Такая ответственная работа говорит о том, что к этому времени святой Андрей Рублев стал уже известным иконописцем, не уступавшим в мастерстве византийскому изографу святому Феофану Греку. Второе упоминание о преподобном Андрее Рублеве встречается в летописях 1408 году в связи с его работой в Успенском Владимирском соборе. К этому времени у него уже выработался собственный иконописный стиль и появились первые ученики. Святой Андрей Рублев также работал вместе с другим известным иконописцем, Даниилом Черным, делая росписи в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный скончался в 1428 году от чумы и был похоронен в Андрониковом монастыре в Москве, где работал над своими последними фресками. Почитание святого иконописца началось вскоре после его смерти. В 1551 году Стоглавый Собор постановил писать изображение Святой Троицы как святой Андрей Рублев, возведя, таким образом, его творчество в иконописный канон.
В XVIII-XIX веках русская церковная живопись отошла от православных традиций, однако в начале XX века появился интерес к древней иконописи, и многие открыли для себя творчество Андрея Рублева, однако канонизация святого состоялась лишь в 1988 году.

Иконописное наследие святого Андрея Рублева
Преподобный Андрей Рублев часто работал как художник-монументалист, создавая фрески во многих крупных соборах и монастырях. К самым известным его работам относятся росписи Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконостас Успенского собора во Владимире, а также росписи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, которые не дошли до наших дней. Однако вершиной творчества преподобного Андрея являются отдельные иконы, в первую очередь образ Пресвятой Троицы, созданный изографом для Троицкого собора Троицкого монастыря. В основу иконы легла ветхозаветная история о явлении Аврааму трех Ангелов, которых он встретил под Мамврийским дубом. Этот эпизод издавна объяснялся как явление праотцу Аврааму Самого Бога в Трех Лицах, поэтому подобная иконография получила название «Троицы Ветхозаветной». В христианской иконописи это было единственное канонически допустимое изображение Пресвятой Троицы. Часто в изображении сюжета иконописцы писали множество бытовых деталей, указывающих на гостеприимство Авраама. В образе, написанном преподобным Андреем Рублевым, нет ничего лишнего, все внимание молящегося обращено на Святую Троицу. Композиция иконы имеет глубокую символику: в расположении фигур Ангелов угадывается круг, являющийся образом вечности, а центром иконы является сосуд, напоминающий о Евахристической Чаше.
Преподобный Андрей Рублев часто работал вместе с другими известными иконописцами, поэтому точное авторство той или иной росписи или иконы невозможно установить, так как не было традиции подписывать своим именем иконописное изображение. Однако авторство «Троицы» никогда не подвергалось сомнению. Эта икона, выражающая образно основные христианские вероучительные истины, своей высокой духовностью и возвышенностью свидетельствует о святости ее создателя.

Тропарь, глас 3:
Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Кондак, глас 8:
От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче наш Андрее, образ Пресвятыя Троицы нам даровавый, и тем лучами Триипостаснаго Божества всех нас просветивый.

Молитва:
О предивный иконописче преподобне отче Андрее! Услыши моления нас, грешных, с верою, надеждою и любовию взывающих тебе, и буди предстателем нашим пред Святою Троицею. Творивый благодатно в храмех Божиих, помози и нам созидати храмы во славу Божию. Постигнув тайны красоты истинныя, озари нас познанием красоты богослужения нетленныя. Исцеляяй души взиранием на иконы твоя, даруй нам и мощей твоих цельбу. Послуживый единению верных, исходатай и нам единым сердцем и едины устны восхвалити утишающаго розни мира сего в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.