Святитель Филипп, митрополит Московский

on 11 Июнь 2015
Святитель Филипп, митрополит Московский

Память святителя Филиппа Московского совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 22 января, 13 июня и 16 июля по новому стилю, а также в дни Соборов Московских и Тверских святых.

Жизнеописание святителя Филиппа Московского
О жизни святителя Филиппа нам известно из разных источников. В первую очередь это житие святого, написанное вскоре после его мученической кончины монахами Соловецкого монастыря, в котором он пользовался особым почитанием. Кроме того, события жизни митрополита рассказываются в летописях.
Митрополит Филипп, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 году в Москве. Он происходил из знатного боярского рода, и потому с детства отец готовил его к государственной службе, обучая воинскому делу. Мать же много внимания уделяла духовной стороне жизни сына, наставляя его в православной вере. В возрасте 26 лет Федор начинает служить при царском дворе, однако боярский бунт привел к опале рода Колычевых, и юноша был вынужден покинуть Москву. Испытывая тягу к монашеской жизни, он отправляется на север Руси, в Соловецкий монастырь, где проводит некоторое время послушником, а потом принимает постриг с именем Филипп. Спустя несколько лет он был избран игуменом обители, и за время его управления было сделано множество хозяйственных нововведений: построены каналы между Соловецкими островами, мельницы и другие промышленные и хозяйственные строения. Кроме того, при нем было возведено несколько монашеских корпусов. В результате деятельности игумена Филиппа Спасо-Преображенский монастырь на Соловках стал главным промышленным и культурным центром Русского Севера. Также много было сделано для духовного возрождения монастыря: при новом игумене построили несколько соборов, и мощи основателей обители, святых Зосимы и Савватия, были перенесены в Преображенский собор, а сам игумен собрал вещи, принадлежащие преподобным, в числе которых были древние иконы и облачения. Посвящая много времени благоустроению вверенного ему монастыря, игумен Филипп не забывал о том, что главной целью монашеской жизни является духовное возрастание и служение Богу и потому часто удалялся для молитвы в небольшую пустынь, расположенную неподалеку. Там игумен был удостоен видения Господа, явившегося ему в терновом венце, как бы указывая на предстоящий мученический подвиг святителя. В этом месте начал бить родник, над которым позже поставили часовню.
В 1551 году игумен Филипп посетил Москву для участия в Стоглавом соборе. Образованный и деятельный инок произвел большое впечатление на царя Ивана IV, и, когда в 1566 году встал вопрос об избрании нового митрополита, он вспомнил о Филиппе и пожелал видеть его первосвятителем Русской Церкви. Долгое время Филипп не соглашался принять на себя такой высокий сан и условием своего поставления в митрополиты ставил отмену опричнины. Царь не дал на это согласия, но пообещал, что митрополит будет его советником и помощником в делах управления, и тогда Филипп согласился. Первые полтора года управления митрополией прошли спокойно, однако в связи с возобновлением террора опричнины и многочисленных казней отношения предстоятеля Русской Церкви с царем Иваном Грозным ухудшились. Митрополит Филипп пытался заступаться за обреченных на казнь и порицал царя за его жестокость и творимые им беззакония. В летописях сохранилось повествование о том, как однажды во время служения митрополита в Успенском соборе Иван Грозный явился вместе со своими опричниками, облаченный в монашеские одеяния. По окончании богослужения он подошел к святителю Филиппу, желая получить благословение, но митрополит отказал ему в этом, произнеся обличительную речь. Подобные столкновения повторялись еще несколько раз, вызывая гнев и недовольство царя, и по его повелению состоялся церковный суд, на котором митрополит был оклеветан, его обвиняли в колдовстве, а также в нарушении церковных канонов во время игумества в Соловецком монастыре. По этим клеветническим наветам он был приговорен к лишению сана и заключению в одном из московских монастырей. Однако народ очень любил своего митрополита, неоднократно заступавшегося за неугодных царю и опальных людей, и потому возле места заточения святителя ежедневно собирались толпы народа, желавшие хоть мельком увидеть своего пастыря и заступника. Из-за этого царь повелел отправить митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Спустя год обитель посетил известный опричник Малюта Скуратов, прося от имени царя благословения на поход в Новгород. Целью этого похода было жестокое подавление бунта недовольных царем жителей города. Святитель, предвидя новое кровопролитие, отказался благословлять поход и был задушен опричником. Святителя погребли в Отроче монастыре, а позже его останки были перенесены в Соловецкий монастырь, где он пользовался особым почитанием и любовью. В 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святителя были с почетом перенесены в Москву, где патриарх Никон прочитал над ними грамоту, в которой от лица царя и всего народа приносил покаяние и просил прощения у святителя за нечестивые дела предков.

Святитель Филипп, митрополит МосковскийЛитературное наследие митрополита Филиппа
До нас дошли некоторые литературные труды святителя Филиппа, написанные за время его игуменства и митрополичьего служения. В их числе находится монастырский устав, созданный для Соловецкого монастыря и некоторые грамоты. В летописях и житии святого также приводятся яркие обличительные речи митрополита, обращенные им к царю Ивану Грозному и свидетельствующие также о его ораторском таланте.

Тропарь, глас 3:
Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

Кондак, глас 8:
Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.

Величание:
Величаем тя, святителю отче Филиппе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, великий печальниче земли Российския святителю Христов Филиппе! Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши. И мы, грешнии, затупничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно. Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святи славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.