Пасха или Светлое Христово Воскресение является центральным событием церковного года и самым древним христианским праздником. Значение Пасхи для Церкви и всего человечества настолько велико, что она получила название Праздника праздников, а воспоминанию Воскресения Христова посвящен каждый воскресный день. Если для евреев праздник Пасхи служил напоминанием об избавлении их от египетского рабства, то в Новозаветной Церкви этот день стал избавлением от греха и смерти.
Торжество Православия — именно так называется праздник, ознаменовавший собой завершение эпохи Семи Вселенских Соборов и утверждения всех канонов православной веры, установленных на этих Соборах. В первую неделю Великого Поста в 842 году состоялось окончательное восстановление почитания святых икон в Константинополе, с этих пор и совершается чин Торжества Православия в православных церквях во всем мире.
Пятая подготовительная неделя перед Великим постом, неделя, когда вспоминается изгнание Адама из рая, еще называется в Православной Церкви прощеным воскресеньем. В это воскресенье читается Евангелие о том, что важнейшим смыслом жизни христианина является не стяжание временных благ, а приобретение богатства духовного. Только те, кто стремился служить Богу и пребывать с Ним во временной жизни, будут блаженны в жизни будущего века. А поглощенные телесными страстями, будут страдать от страстей и невозможности их удовлетворить. Церковь напоминает нам, что после смерти мы уже ничего изменить не сможем, поэтому в жизни временной нужно приложить все усилия, чтобы приблизиться к Господу.
В Церкви третья подготовительная неделя перед Великим Постом является мясопустной, что означает прекращение вкушения мяса, а также неделей о Страшном Суде, потому как в воскресенье на Литургии читают притчу о Страшном Суде. Установление мясопустной недели относится к III – IV векам, времени формирования византийского богослужения. Есть проповедь святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, в неделю мясопустную, в этой проповеди также есть упоминание о том, что на Литургии читалось Евангелие о Страшном Суде. В VIII веке преподобный Феодор Студит написал канон, который читается на богослужении в неделю мясопустную.